ЧЕК-ЛИСТ: РАСПОРЯДОК ДНЯ ОФИСНОГО КАРЬЕРИСТА

КАК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ЧАС ЗА ЧАСОМ ГОТОВИТЬ СВОЙ КАРЬЕРНЫЙ ПОДЪЕМ

Автор Валерий Шубин

журнал КОМПЕТЕНЦИИ , Алексей Широкопояс

Порой люди годами сидят на одном предприятии в одной должности, не получая повышения. В то же время кого-то интересует социальный статус, получаемый при повышении, кого-то – заработная плата, но в любом случае подняться чуть выше хотят почти все.
Как же это сделать?
Давайте по порядку. А точнее – по распорядку рабочего дня того, кто хочет сделать карьеру в офисе компании, где он работает.
Этот распорядок – не совсем обычный. В нем нет привычных действий: "позвонить…", "заказать…", "встретиться…".
Вашему вниманию предлагается чек-лист: перечень ежедневных контрольных проверок себя, просматривая который, вы узнаёте о состоянии/корректности выполнения вами работы – вашей работы по построению собственной карьеры.

Но прежде, чем вы начнете знакомиться и пользоваться чек-листом – два условия:
1) у вас должно быть искреннее и сильное желание сделать карьеру именно в данной компании;
2) уверенность в себе, своих силах и в том, что вы заслуживаете повышения - должны быть вашими спутниками в делах и мыслях. Вы должны буквально бредить новой должностью…
Валерий Шубин
Опыт руководящей работы-более 35 лет Обладатель национального сертификата Топ-менеджер Российской Федерации Эксперт по менеджерскому долголетию
09.00
Самонастройка на новый рабочий (карьерный) день
Я – офисный карьерист. Я культивирую (и демонстрирую) привлекательный образ, схожий с образами таких бизнес-икон как Ричард Брэнсон, Опра Уинфри и др., то есть "у меня всё под контролем, я отважен и удачлив, учтив и спокоен, хладнокровен и неспешен". Для стороннего наблюдателя я иду по жизни легко, преодолевая препятствия без видимых усилий. Про то, какой ценой этот образ мне на самом деле достаётся, не знает никто.
09.00 – 10.00
Рабочее (Карьерное) время
Большую часть времени я как обычный офисный работник загружен так, что мне некогда заботиться о собственном статусе и думать о славе и признании. Но как карьерист я, кроме всего, делаю обязательно что-то, что выделяет меня из общей массы и позволяет рассчитывать на повышение. Как офисный работник я обращаю внимание на свою работу, делая её очень и очень хорошо, будучи настоящим профи в том, что составляет мою основную деятельность. Но как карьерист я привлекаю к себе внимание тем, что, например, нарушаю привычную рутину.
Если, например, моя задача заключается в том, чтобы делать столько-то разных штуковин в день, - как и у всех остальных рядом со мной, - то, сделав однажды ещё больше этих самых штуковин, я ничего не добьюсь. А вот если я направлю боссу техническое предложение, в котором изложу, каким образом каждый из моих коллег может повысить эффективность своей работы, тогда меня заметят.
Я придумываю и предлагаю новые идеи, потому что начальство хочет видеть на высоких постах инициативных и креативных людей. Однако я не усердствую в этом деле чрезмерно: если я завалю начальство всякими докладами, отчетами и предложениями, меня, скорее всего, отметят, но совсем не так, как я рассчитываю… Я проявляю инициативу вовремя.
10.00 – 10.15
Перерыв
Подготовка к очередному карьерному маневру
Пока остальные наслаждаются перерывом и ждут конца рабочего дня, ничего не делая, я обдумываю стратегию и тактику моего следующего маневра.
Например, мне известно, что карьерный рост – очень часто следствие саморекламы. Я учусь преподносить себя, свои достоинства, обращать внимание на результаты своей работы. Начальство часто обращает внимание лишь на проблемы и недостатки, ведь на них тоже лежит ответственность. Тот, кто скромно молчит о своих успехах, - проигрывает тем, кто не пренебрегает самопиаром и умеет демонстрировать свои успехи.
Я зарабатываю себе хорошую репутацию, она ещё долго будет работать на меня. Тут требуется тонкая игра, нужно приложить немало усилий и времени, но ведь никто и не обещал, что на пути наверх будет легко, и я к этому готов.
10.15 – 11.30
Рабочее
(Карьерное) время
Не считаю, что если буду выкрикивать "Я!" всякий раз, когда начальство спросит: "Кто это может сделать?" – меня непременно заметят, отметят и повысят. Я сдерживаю свой порыв и хорошенько думаю, прежде чем поднимать руку, вызываясь добровольцем куда бы то ни было. Я тщательно взвешиваю своё решение в каждом конкретном случае, и выхожу из строя, только когда уверен, что это пойдет мне на пользу, принесет карьерные дивиденды или поможет тому, кто в этом действительно нуждается. Моё служебное рвение может, конечно, вызвать одобрение вышестоящего начальства. Но я знаю, что "хронического добровольца" могут завалить работой, а вот наградить могут и забыть.
11.30 – 11.45
Карьерное самообразование
Постоянный профессиональный и личностный рост – одно из главных условий успешной карьеры. Я постоянно улучшаю качество своей работы. Я не надеюсь только на знания и опыт, которые я получаю на работе, и совершенствуюсь самостоятельно. Сам получаю новые знания, ищу свежие идеи, анализирую и внедряю опыт других компаний, беру новые задания. В современном мире есть много возможностей для самообразования, было бы желание. Я прошусь на разного рода курсы повышения квалификации всегда, когда это возможно.
11.45 – 13.00
Рабочее
(Карьерное) время
Я создаю собственную рабочую нишу, то есть уникальную, до этого никем не замеченную область, в которой я сумею проявить свои лучшие качества.
Это может быть, например, что-то элементарное, вроде работы с электронными таблицами или написание отчетов. Можно собирать дополнительную информацию о клиентах компании, неизвестную остальным, издавать корпоративную газету, готовить обзоры по отрасли, составлять графики и бюджеты или лучше всех анализировать показатели деятельности своего подразделения.
Узнав то, чего не знают, и научившись тому, чего не умеют остальные, я получу над ними преимущество. Я воспользуюсь своими знаниями для того, чтобы создать собственную нишу. У меня обязательно найдутся нужные навыки, таланты, опыт, сообразительность или чутьё. Если я знаю то, чего не знают они, я из простого работника превращаюсь в консультанта. А это ещё шаг по карьерной лестнице. Разумеется, если это будет нужно ещё и моему боссу, тем лучше для меня.
Я знаю, что здесь важно не перестараться: если я сделаю так, что без меня будет трудно обойтись, меня могут навсегда оставить на моем месте.
13.00 – 14.00
Обед (Карьерное питание)
Я никогда не обедаю в офисе.
Даже если некоторые коллеги это себе позволяют. И поэтому я не ассоциируюсь у окружающих с колбасным или супным запахом. Кроме того, не экономя на офисных обедах, я не рискую заработать себе гастрит. Для карьериста очень важно соблюдать правильный рацион питания. По дороге из кафе (или из дома) в офис после обеда (чтобы не терять непроизводительно время) я размышляю, например, о том, что залогом моего карьерного успеха является также коммуникабельность.
Энергичность, профессионализм, опыт – это всегда замечательно, но если я буду постоянно ругаться с кем-то, вести себя высокомерно, критиковать всех, успеха мне не видать. Есть много примеров, когда повышали человека, который не очень опытен, но ладит со всеми, дружен с коллективом, а не того, кто более профессионален и дольше работает. Я не дружу со всеми и не опускаюсь до панибратства.
Улыбка, доброжелательность, приветливость, открытость – вот мои ключи к успеху.
14.00 – 15.30
Рабочее (Карьерное время)
Я всегда выкладываюсь по максимуму, и не только сегодня, а каждый день. Не только, когда всё идет как по маслу, но и когда чертовски трудно. Я иду дальше и делаю больше, даже если устал, раздражен и готов сдаться. Пусть сдаются другие, я не имею права, я – карьерист.
Допустим, я пообещал во что бы то ни стало подготовить отчет к понедельнику – тогда в этот день я представлю не просто отчет, а полновесный документ со всеми необходимыми приложениями, планами и справками. Или, пообещав представить на следующем совещании проект рекламной брошюры компании, я сделаю полноцветный макет с вычитанным текстом и готовыми фотографиями, приложу к нему калькуляцию затрат на печать и план рассылки. Разумеется, я не забываю, что нужно быть осторожным и не брать на себя слишком много, чтобы не выйти за рамки предоставленных мне полномочий.
Я работаю намного усерднее любого из своих коллег. Другие могут позволить себе расслабиться, я – нет. Я работаю, чтобы двигаться вперед и вверх. Я ни на секунду не забываю о своей главной цели – построить карьеру.
15.30 – 15.45

Карьерная оптимизация времени (Перерыв)
Я максимально оптимизирую свое рабочее (а часто и личное) время, чтобы успевать и качественно выполнять свои обязанности, и самообразовываться.
Я забываю об известных "пожирателях времени": социальные сети, пустая болтовня с коллегами, личные разговоры по телефону, постоянное чаепитие и перекуры.
При этом в крайности я не впадаю, иногда отвлекаюсь (тоже нужно). Но всё время помню, что только в содружестве с жёсткой дисциплиной смогу много успеть и достичь.
15.45 -18.00
Рабочее( Карьерное время )

Я работаю в удовольствие. Это означает, что мне нравится всё, из чего эта работа состоит: переговоры с клиентами и партнерами, стрессы и трудности, неопределенное будущее, испытание характера на прочность, познание всего нового.
Если я не ощущаю, что работа мне в радость, значит, я превращаюсь в очередную жертву этой жизни и становлюсь одним из многочисленных офисных нытиков, что не имеет ничего общего с карьерным ростом в данной (да и не только) компании.
Ну, вот, закончился один ваш воображаемый карьерный день. Завтра будет другой, потом ещё и ещё…
Смотрите на мир шире, и вы увидите больше возможностей. Карьерный рост может быть не только вертикальным, но и горизонтальным. Присмотритесь: возможно, в другом отделе вам будет легче пробиться наверх, к тому же вы приобретете новый опыт и знания и станете более ценным сотрудником.
Не зацикливайтесь на одной профессии, обретайте по возможности смежные, так вы станете ещё ценнее.
Высокий пост подразумевает большую ответственность, не все могут и хотят нести такое бремя, несмотря на всю его кажущуюся выгоду. Вам и только вам решать, хотите ли вы этого карьерного роста или действуете под влиянием социума и стереотипов. Возможно, вы просто не нашли работу по душе. На какой бы должности вы не находились – успехов вам в работе!

Удача любит подготовленных… Это правило действует и в карьере
Готовиться будем постепенно.
Для начала разговора – несколько отвлеченных (на первый взгляд) вопросов. Кто из вас не слышал про необходимость специализации практически в любом деле?.. А про требование максимальной концентрации усилий на минимальном количестве направлений?.. А про двух зайцев, за которыми одновременно лучше не гоняться?.. А про двух коней, скакать на которых сразу на обоих – "седалища не хватит" (фраза из к/ф "Формула любви")?..
"И причем тут карьера?" – спросите вы…
А притом, что в карьере тоже есть свои зайцы (они же – кони), и, значит, должна быть специализация. Она и есть, и заключается в выборе направления карьерного развития. Основных направлений всего два (ну, может быть, два с половиной), и про них я вскользь упомянул в чек-листе:
  • По одному из направлений происходит подъем сотрудника на более высокую ступень структурной иерархии.
  • По второму – сотрудник перемещается в другую функциональную область в пределах одного и того же иерархического уровня.
  • А по второму с половиной направлению сотрудник движется к ядру, руководству организации.
Выбор, как видим, не велик. Но зато каков по интриге сам процесс!

Уместно, например, вспомнить историю про …, ну, в общем про одного персонажа, который умер (!) от голода только потому, что никак не мог выбрать, с какой из двух охапок сена начинать есть (см. притчу про буриданова осла).

Хотите больше обзоров, инструкций и чек-листов, полезных любому руководителю или HR ?Подпишитесь на наш еженедельный дайджест журнала КОМПЕТЕНЦИИ!.
Наш партнер Skills&Cases Provider
© 2017 All Right Reserved. журнал КОМПЕТЕНЦИИ Изображения из фильма Духless
olgarykusova@hr-media.ru, 89253918142
Made on
Tilda