Журнал "КОМПЕТЕНЦИИ" представляет:

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
"ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
представляем саммери первой части аналитического отчета





ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций


"Развитие современного рынка требует от компаний незамедлительной реакции: измениться или умереть. Возник новый критический фактор, который повлияет на эффективность бизнеса. Этот фактор – цифровая трансформация бизнеса. Некоторые крупные интеллектуально- ёмкие компании уже давно просчитали появление этого фактора, и предприняли все меры, чтобы «оседлать» этот тренд. Но в большинстве компаний, по прежнему, цифровая трансформация на слуху, но сути явления менеджмент этих компаний не понимает. Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей в этой области, внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк. Журнал КОМПЕТЕНЦИИ представляет материал о том, какие модели цифровых компетенций Сбербанк внедряет в свои практики. На мой взгляд, это один из самых передовых, но понятных обычным людям подходов к методологии цифровизации.

Алексей Широкопояс
Основатель проекта и Тренинг центра КОМПЕТЕНЦИИ, методолог и эксперт обучения и развития персонала
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

цифровые навыки».

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

танционно.

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования"






В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:


• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

обучения;

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

технологии;

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.



Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

институтами образования.

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.


Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.


Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.



Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.



Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки


Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

цифровых технологий и ресурсов Интернета . В основе цифровой грамотности

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —



- способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):


- использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

другими людьми


- компьютерное программирование.


    Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

    competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

    цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

    ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

    в общественной жизни


    Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

    сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

    Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

    ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в циф-

    ровом мире.





    Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

    устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

    на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

    никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

    ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

    контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

    ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

    Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

    ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

    преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

    чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

    намного выше среднего показателя по рынку . Это касается не только специ-

    ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

    компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

    тивны в своей деятельности, в частности в связи с:


    • применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

    изменившимся потребностям цифрового мира;

    • более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

    цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

    • эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

    платформ;

    • высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

    в цифровые таланты;

    • высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

    • благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

    цифровому опыту.





    Модели цифровых компетенций
    Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

    на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

    Competence Framework for Educators)



    Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

    поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

    навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.



    Пользовательские цифровые навыки:

    1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

    в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

    получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

    сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

    работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

    онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

    навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

    ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

    1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

    цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

    Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

    пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

    Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

    вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

    способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

    мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

    и защищать данные.

    2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

    с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

    де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

    мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

    их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

    включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

    ление.

    Целевая модель компетенций 2025
    Остро встает вопрос о том, как управлять, анализировать и извлекать

    полезную ценность из «сырых» данных. Больше компаний начинают использо-

    вать алгоритмы машинного обучения для повышения эффективности продаж,

    персонализации опыта клиентов, оптимизации процессов и генерации страте-

    гических идей на основе анализа больших данных.


    Роботы постепенно становятся экономически выгодной альтернативой чело-

    веческому труду в расширяющемся спектре отраслей. По оценке Международ-

    ной федерации робототехники , появление одного робота в расчете на

    1 млн рабочих часов увеличивает производительность труда на 0,04%. Эконо-

    мия операционных расходов от автоматизации в целом может составлять от

    15% до 90% в зависимости от отрасли. Эффективность и удобство использова-

    ния роботов приведет к их повсеместному распространению.


    Изменение структуры занятости: пока только 9% работников могут быть

    заменены автоматизированными решениями. Вместе с проникновением

    новых технологий ожидается, что будет расти производительность труда — в

    среднем на 30% за период 2015– 2022 гг.





    Уже сейчас крайне востребованы разного рода специалисты, работающие

    с ИТ-системами, например:

    -дизайнер клиентского опыта (UX-дизайнеры),

    -мобильный и фронтенд-разработчик,

    -scrum-мастер и agile-тренер,

    -владелец продукта (product owner),

    -Fullstack-разработчик,

    -инженер в области машинного обучения,

    -DevOps-инженер.


    Учитывая быстрые темпы изменений, компании все чаще будут взаимодей-

    ствовать со сложными цифровыми экосистемами, охватывающими целый

    ряд предприятий и технологий, использовать в своей работе искусственный

    интеллект, Интернет вещей или автоматизированные устройства. Все это при-

    ведет в ближайшей перспективе к появлению новых сфер занятости и новых

    профессий, часть которых еще даже не существуют.



    Согласно данным PwC , дефицит квалифицированных специалистов с на-

    выками и знаниями в ИТ-сфере уже сейчас является серьезной проблемой

    в реализации проектов цифровой трансформации компаний. Для более 60%

    респондентов в мире и 56% в России отсутствие специалистов необходимой

    квалификации является серьезным барьером К таким навыкам опро-

    шенные респонденты относят, например, обеспечение кибербезопасности,

    защиту данных, развитие бизнеса на базе новых технологий, формирование

    клиентского опыта, ориентированное на пользователя проектирование
    Изменение спроса на цифровые таланты в различных отраслях
    Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, опре-

    деляющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безо-

    пасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов

    Интернета.

    В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции

    — способность решать разнообразные задачи в области исполь-

    зования информационно-коммуникационных технологий. Различными

    государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследо-

    вателями разработаны модели цифровых компетенций / навыков, которые

    во многом взаимно дополняют друг друга. Они предусматривают основ-

    ные направления для развития: цифровая / информационная грамотность,

    коммуникация и сотрудничество, работа с большим потоком информации

    и решение проблем, с которыми не смогут справиться машины.


    Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции

    возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уже сейчас

    понятно, что высокий уровень сотрудников с цифровыми компетенциями на

    разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное преимущество.





    Об Аналитическом отчете:
    "
    ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
    И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
    Настоящее исследование состоит из четырех глав.
    В первой мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых навыков.
    Во второй главе мы попытались дать свое видение глобальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования на разных уровнях при обучении цифровым навыкам.
    В третьей и четвертой главах отчета обобщены и проанализированы уже су-
    ществующие и только зарождающиеся, но перспективные подходы к решению
    образовательных вызовов."АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», представляем саммери первой части отчета, благодарим за предоставленный материал
    • Авторский коллектив: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»,
    • Катькало В.С. (соруководитель), Волков Д.Л. (соруководитель), Баранов И.Н.,
    • Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А.,
    • Сафронов П.А.

    Хотите больше обзоров, исследований?
    Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
    КОМПЕТЕНЦИИ:
    обзоры, исследования
    и спецпроекты
    Присоединяйся к нам на Фейсбук!
    Made on
    Tilda