Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается
на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital
Competence Framework for Educators)
Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно
поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские
навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью
в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для
получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-
сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,
онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные
навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-
ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять
цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.
Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-
пользование цифровых технологий и получение практических результатов.
Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-
вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),
способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-
мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить
и защищать данные.
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные
с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-
де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-
мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для
их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно
включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-
ление.