Журнал "КОМПЕТЕНЦИИ" представляет:

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
"ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
представляем саммери первой части аналитического отчета





ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций


"Развитие современного рынка требует от компаний незамедлительной реакции: измениться или умереть. Возник новый критический фактор, который повлияет на эффективность бизнеса. Этот фактор – цифровая трансформация бизнеса. Некоторые крупные интеллектуально- ёмкие компании уже давно просчитали появление этого фактора, и предприняли все меры, чтобы «оседлать» этот тренд. Но в большинстве компаний, по прежнему, цифровая трансформация на слуху, но сути явления менеджмент этих компаний не понимает. Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей в этой области, внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк. Журнал КОМПЕТЕНЦИИ представляет материал о том, какие модели цифровых компетенций Сбербанк внедряет в свои практики. На мой взгляд, это один из самых передовых, но понятных обычным людям подходов к методологии цифровизации.

Алексей Широкопояс
Основатель проекта и Тренинг центра КОМПЕТЕНЦИИ, методолог и эксперт обучения и развития персонала
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

цифровые навыки».

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

танционно.

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования"






В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:


• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

обучения;

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

технологии;

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.


Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

институтами образования.

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.


Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.


Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.



Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.



Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки


Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

цифровых технологий и ресурсов Интернета . В основе цифровой грамотности

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —



- способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):


- использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

другими людьми


- компьютерное программирование.



    Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

    competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

    цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

    ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

    в общественной жизни


    Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

    сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

    Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

    ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом

    мире.





    Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

    устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

    на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

    никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

    ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

    контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

    ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

    Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

    ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

    преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

    чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

    намного выше среднего показателя по рынку . Это касается не только специ-

    ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

    компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

    тивны в своей деятельности, в частности в связи с:


    • применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

    изменившимся потребностям цифрового мира;

    • более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

    цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

    • эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

    платформ;

    • высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

    в цифровые таланты;

    • высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

    • благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

    цифровому опыту.





    Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников
    Модели цифровых компетенций
    Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

    на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

    Competence Framework for Educators)



    Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

    поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

    навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.



    Пользовательские цифровые навыки:


    1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

    в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

    получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

    сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

    работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

    онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

    навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

    ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

    1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

    цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

    Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

    пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

    Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

    вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

    способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

    мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

    и защищать данные.

    2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

    с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

    де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

    мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

    их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

    включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

    ление.

    Целевая модель компетенций 2025
    Остро встает вопрос о том, как управлять, анализировать и извлекать

    полезную ценность из «сырых» данных. Больше компаний начинают использо-

    вать алгоритмы машинного обучения для повышения эффективности продаж,

    персонализации опыта клиентов, оптимизации процессов и генерации страте-

    гических идей на основе анализа больших данных.


    Роботы постепенно становятся экономически выгодной альтернативой чело-

    веческому труду в расширяющемся спектре отраслей. По оценке Международ-

    ной федерации робототехники , появление одного робота в расчете на

    1 млн рабочих часов увеличивает производительность труда на 0,04%. Эконо-

    мия операционных расходов от автоматизации в целом может составлять от

    15% до 90% в зависимости от отрасли. Эффективность и удобство использова-

    ния роботов приведет к их повсеместному распространению.


    Изменение структуры занятости: пока только 9% работников могут быть

    заменены автоматизированными решениями. Вместе с проникновением

    новых технологий ожидается, что будет расти производительность труда — в

    среднем на 30% за период 2015– 2022 гг.





    Уже сейчас крайне востребованы разного рода специалисты, работающие

    с ИТ-системами, например:

    -дизайнер клиентского опыта (UX-дизайнеры),

    -мобильный и фронтенд-разработчик,

    -scrum-мастер и agile-тренер,

    -владелец продукта (product owner),

    -Fullstack-разработчик,

    -инженер в области машинного обучения,

    -DevOps-инженер.


    Учитывая быстрые темпы изменений, компании все чаще будут взаимодей-

    ствовать со сложными цифровыми экосистемами, охватывающими целый

    ряд предприятий и технологий, использовать в своей работе искусственный

    интеллект, Интернет вещей или автоматизированные устройства. Все это при-

    ведет в ближайшей перспективе к появлению новых сфер занятости и новых

    профессий, часть которых еще даже не существуют.



    Согласно данным PwC, дефицит квалифицированных специалистов с на-

    выками и знаниями в ИТ-сфере уже сейчас является серьезной проблемой

    в реализации проектов цифровой трансформации компаний. Для более 60%

    респондентов в мире и 56% в России отсутствие специалистов необходимой

    квалификации является серьезным барьером К таким навыкам опрошенные

    респонденты относят, например, обеспечение кибербезопасности,

    защиту данных, развитие бизнеса на базе новых технологий, формирование

    клиентского опыта, ориентированное на пользователя проектирование
    Изменение спроса на цифровые таланты в различных отраслях
    Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, опре-

    деляющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безо-

    пасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов

    Интернета.

    В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции

    — способность решать разнообразные задачи в области исполь-

    зования информационно-коммуникационных технологий. Различными

    государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследо-

    вателями разработаны модели цифровых компетенций / навыков, которые

    во многом взаимно дополняют друг друга. Они предусматривают основ-

    ные направления для развития: цифровая / информационная грамотность,

    коммуникация и сотрудничество, работа с большим потоком информации

    и решение проблем, с которыми не смогут справиться машины.


    Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции

    возрастает. В будущем же они будут жизненно необходимы. Уже сейчас

    понятно, что высокий уровень сотрудников с цифровыми компетенциями на

    разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное преимущество.





    Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников
    Об Аналитическом отчете:
    "
    ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
    И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
    Настоящее исследование состоит из четырех глав.
    В первой мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых навыков.
    Во второй главе мы попытались дать свое видение глобальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования на разных уровнях при обучении цифровым навыкам.
    В третьей и четвертой главах отчета обобщены и проанализированы уже су-
    ществующие и только зарождающиеся, но перспективные подходы к решению
    образовательных вызовов."АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», представляем саммери первой части отчета, благодарим за предоставленный материал
    Авторский коллектив: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»,Катькало В.С. (соруководитель), Волков Д.Л. (соруководитель), Баранов И.Н.,Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А.,Сафронов П.А.

    Хотите больше обзоров, исследований?
    Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
    КОМПЕТЕНЦИИ:
    обзоры, исследования
    и спецпроекты
    Made on
    Tilda