Журнал "КОМПЕТЕНЦИИ" представляет:

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
"ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
представляем саммери второй части аналитического отчета




ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ:
6 главных вызовов для HR в области обучения


"Развитие современного рынка требует от компаний незамедлительной реакции: измениться или умереть. Возник новый критический фактор, который повлияет на эффективность бизнеса. Этот фактор – цифровая трансформация бизнеса. Некоторые крупные интеллектуально- ёмкие компании уже давно просчитали появление этого фактора, и предприняли меры, чтобы «оседлать» этот тренд. Но в большинстве компаний, по прежнему, цифровая трансформация на слуху, но сути явления менеджмент этих компаний не понимает.

Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей в этой области, внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк.

В первом нашем специальном проекте "Модели цифровых компетенций", мы рассмотрели цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций. Сейчас разберем какие глобальные вызовы в обучении цифровым навыкам стоят перед HR-специалистами. На мой взгляд, это один из самых передовых и понятных для обычных людей подходов к методологии цифровизации"

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать цифровые навыки».

Алексей Широкопояс
Основатель проекта и Тренинг центра КОМПЕТЕНЦИИ, методолог и эксперт обучения и развития персонала


Цифровизация – это катализатор развития бизнес-инноваций.
Она несет множество возможностей, но также и создает новые вызовы, в
частности, компаниям нужно понимать, как использовать средства
цифровизации для повышения производительности и как в цифровой среде
развивать персонал.

В то время как техническая компетентность остается наиболее
востребованной, возрастает важность развитых мягких навыков —
социальных, поведенческих и когнитивных — для успешного ведения бизнеса
в цифровых средах и адаптации к меняющимся условиям.

Ускорение технологических изменений создает серьезные вызовы для миро-
вого образования в области обучения цифровым навыкам. К таким вызовам
мы отнесли ряд направлений, работа по которым требует незамедлительных
совместных действий со стороны образовательных учреждений, бизнес-среды,
компаний и правительств: ( Источник: McKinsey Global Institute — "A future that
works: automation, employment and productivity", 2017 )



1.Нарастающий дефицит специалистов с комплексными цифровыми навыками
Когда любая существенно новая технология появляется, работникам и

пользователям нужны новые навыки, чтобы быть в состоянии эффективно ее

использовать и поддерживать потенциальный рост производительности.


Навыки ИКТ стали важным требованием для занятости в цифровой среде, но

при этом, значительная часть населения все еще испытывает

недостаток в базовых умениях и навыках, необходимых для функционирования

в новом цифровом мире.


Вузы, компании и сами люди должны вносить равнозначный вклад в развитие

цифровых навыков, воспитание ответственного и надлежащего отношения к

использованию технологий, включая знание цифровых прав и обязанностей,

этикета сетевого общения.

2.Формирование моделей цифровых компетенций для людей разных возрастных групп и профессиональных сообществ


Значительная часть усилий в сфере развития цифровых навыков

сосредоточена именно на младших и юношеских возрастах.

Возникает парадоксальная ситуация, при которой группа населения, уже

обладающая наибольшей осведомленностью о технологических инновациях,

получает наибольшие ресурсы с точки зрения уровня общего развития

цифровых навыков.


Усилия корпоративных структур и работников по развитию цифровых навыков

продолжают демонстрировать устойчивое отставание с точки зрения

адекватной институциональной и регуляторной поддержки.

3.Повышение спроса на цифровые навыки в профессиональной среде
Согласно результатам опроса 5 600 руководителей глобальных компаний

по теме развития навыков, проведенного компаний IBM, половина

респондентов считает, что сами компании ответственны за воспитание

необходимых навыков у работников, и только 39% опрошенных верят, что

сотрудники сами должны заниматься развитием и поддержанием своих

профессиональных навыков.


Наиболее важным вызовом здесь для руководителей является инвестирование

для обеспечения необходимого уровня обучения.


Цифровая компетентность во все возрастающей степени становится связана

с интеграцией подходов и форматов обучения с новыми технологиями —

мобильными устройствами, устройствами на основе гибких пользовательских

интерфейсов, чат-ботов, искусственного интеллекта, технологий виртуальной

и дополненной реальности и т.д. Именно такие устройства являются в на-

стоящий момент основным драйвером роста доступности Интернета в мире .


Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

4.Формирование системы мотивации повышения цифровой грамотности и обучения в течение всей жизни


Важная группа вызовов обучения цифровым навыкам связана с низкой

мотивацией работников к освоению специфических цифровых умений

в разрезе сложного комбинирования, технологических и коммуникативных

умений. Важно предпринять усилия по разработке программ монетарного и

немонетарного стимулирования обучения.


Уровень осведомленности о скорости обновления запроса работодателей и

связанных с этим индивидуальных рисках продолжает во многих случаях

оставаться критически низким.


По данным KPMG, значительная часть работников предпочла бы не проходить

(пере) обучение в сфере развития цифровых навыков в отсутствие

специальных требований со стороны работодателя.



С развитием технологий также от самих преподавателей любой квалификации

все больше требуется умение пользоваться различными технологическими

средствами и способность привить этот навык обучающимся.


Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников
5.Оптимальное сочетание стандартных образовательных подходов с новыми технологиями, применимыми в обучении
Ключевым вызовом для современного образования становится построение

адаптивной образовательной системы, отвечающей на изменения среды, и

создание условий для реализации индивидуальных (персонализированных)

траекторий обучения.


В актуальной структуре видов цифрового обучения преобладают форматы,

которые были созданы до широкого распространения мобильной

связи и пока не адаптированы, либо слабо адаптированы для развертывания

на мобильных устройствах.



Как в случае основного, так и в случае дополнительного образования все

большее значение уделяется процессам коллективного освоения нового

знания.

Постепенно формируется представление об обучении как коллаборативном

процессе, реагирующем на потребности определенных сообществ,

структурированных в зависимости от их задач по личному профессиональному

развитию.


Схематизация соотношения формального, неформального и социального

обучения была предложена Дэном Понтерфастом в концепции проникающего

обучения (pervasive learning)



Смешение формального и неформального обучения может привести к

созданию благоприятной среды для непрерывного обучения, столь

актуального в условиях непрекращающихся изменений. Сочетание различных

форматов и технологий обучения должно выстраиваться в соответствии с

индивидуальным подходом к обучению, т.е. с учетом конкретных потребностей

отдельных индивидов — получателей услуги. Индивидуализация образования

строится на качественно другом подходе к образовательному процессу —

диверсификации и модульной организации



Индивидуальные образовательные траектории обучающихся формируются

совокупностью различных учебных курсов и форм обучения, таких

как онлайн-обучение, мобильное и смешанное обучение. При этом трудовая

деятельность становится одним из ключевых элементов образования, т.е.

стирается граница между профессиональным образованием и работой.


6.Оценка затрат и эффективности воздействия на обучение цифровым навыкам
Формирование корпоративных систем обучения цифровым навыкам основывается на постоянном взаимодействии обучающих и бизнес-подразделений.

Однако стандартной методологии для оценки успешности трансфера приобретенных умений и навыков на рабочее место не существует.
Решение соответствующей задачи сильно осложняется отсутствием прямого взаимодействия между различными департаментами при определении функционала систем цифрового обучения.

Ограничение задач, стоящих перед департаментами ИТ и компьютерной поддержки, чисто техническими вопросами приводит к формированию таких за-
просов на структуру обучения и набор достигаемых задач, которые могут быть нереализуемы или реализуемы лишь с большими издержками. При этом, внешние подрядчики в силу понятных причин отчуждены от регулярной работы по мониторингу эффективности систем обучения, разработанных с их участием.

В результате, внутренние корпоративные службы, в первую очередь HR-департаменты, наиболее активно участвующие в проектировании программ корпоративного цифрового обучения, применяют инструменты оценки персонала, слабо интегрированные с технологической основой обучающих систем. Возвратная оценка обучающего воздействия, таким образом, оказывается процедурно и технологически отделена от возможностей, предоставляемых виртуальными средами обучения. Во многих случаях прямая оценка обучающего воздействия не формализована и не предполагает системного применения адекватных задаче развития цифровых навыков оценивающих инструментов.
Особенности обучения в цифровой среде требуют большей плотности и дроб-
ности оценивания. Необходимо создание методик для оценки навыков на
индивидуальном уровне. Вместо традиционного тестирования «на входе» и
«на выходе» возникает необходимость множественных срезов по поведению
учащихся в связи с иной временной динамикой систем цифрового обучения.
Образовательные институции все чаще обращаются к адаптивным технологи-
ям и количественной оценке учебного процесса, особенно в части измерения
поведения учащихся, результатов обучения и оценки ROI

Источник: Корпоративный университет Сбербанка — Словарь-справочник «Корпоративное обучение для цифрового мира», 2018

Узнать о современных инструментах развития сложных управленческих и цифровых компетенций сотрудников
Об Аналитическом отчете:
"
ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ"
Настоящее исследование состоит из четырех глав.
В первой мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых навыков.
Во второй главе мы попытались дать свое видение глобальных проблем, с которыми сталкивается современная система образования на разных уровнях при обучении цифровым навыкам.
В третьей и четвертой главах отчета обобщены и проанализированы уже су-
ществующие и только зарождающиеся, но перспективные подходы к решению
образовательных вызовов."АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», представляем саммери второй части отчета, благодарим за предоставленный материал
  • Авторский коллектив: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»,
  • Катькало В.С. (соруководитель), Волков Д.Л. (соруководитель), Баранов И.Н.,
  • Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А.,
  • Сафронов П.А.
Хотите больше обзоров, исследований?
Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
КОМПЕТЕНЦИИ:
обзоры, исследования
и спецпроекты
Made on
Tilda