Создание учебно-тренингового
центра компании "под ключ"



Методологически верно выстроенный тренинг демонстрирует до 90% усвоения программы
Оставьте заявку на бесплатную консультацию или получение каталога программ
Заполните все поля формы
В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого, кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания и создания высококомпетентной рабочей силы становится всё острее и острее. Более того, сложившаяся ситуация по демографии и общему образованию не обещает облегчения ситуации. Крупные компании, которые смотрят в перспективу, уже предприняли шаги для самостоятельного улучшения кадровой ситуации – создали структуры по обучению и развитию персонала. Перспективные средние компании тоже вплотную подошли к этой проблеме.

Понимая это, я решил познакомить моих читателей с титульным документом бизнес-плана, который был осуществлен для одного из моих клиентов.


Алексей Широкопояс
Автор, методолог, разработчик программ Skills&Cases,
тренер руководителей, ведущий бизнес-симуляций, главный редактор делового портала КОМПЕТЕНЦИИ
Примерное создание учебного центра на основе имеющегося бизнес-плана

Принятые в документе обозначения:

  • УЦ – Учебный Центр компании.
  • КМК - Корпоративная модель компетенций.
  • ДМК - Должностная модель компетенций.
  • ЛКК – Личная квалификационная книжка.
  • КР – Кадровый резерв.

Необходимо определить направления деятельности УЦ*:

  • Организация учебного центра в компании для обучаемых.
  • Создание корпоративного учебного центра для обучающих.
  • Учебный контент и методы обучения.
* - После получения дополнительной информации и обработки через SMART, данные направления превращаются в цели, задачи и локальные задачи. Данные цели и задачи обрабатываются по Эйзенхауэру, связаны между собой стратегией, сроками и ресурсами, образуют бизнес-план «Создание Учебного Центра». Данное решение представленного кейса является грубой канвой этого бизнес – плана. Для создания конечного документа необходимо получение большого количества дополнительной информации о компании и её бизнесе.

Без дополнительной информации можно работать с указанным выше, но не как с целями, а как с направлениями и поднаправлениями деятельности по созданию Учебного Центра (ресурсы по Исикаве). Рассмотрим каждое направление в отдельности, определим их поднаправления и возникающие связи.

Организация учебного центра в компании. Обучаемые сотрудники

Не вдаваясь в должностную структуру (до получения дополнительной информации от компании), можно разделить обучаемых в УЦ на три потока:

  1. Поток новичков - это группа новых сотрудников годных для обучения в УЦ. Степень их годности определяется путём собеседования по КМК. После их обучения в УЦ устанавливается их соответствие ДМК и сотрудник получает ЛКК с соответствующей записью.
  2. Поток постоянных сотрудников – весь постоянный персонал компании. После регулярных оценочных мероприятий или по запросу линейных руководителей (по отдельным сотрудникам) появляется формализованная в ЛКК потребность в обучении каждого сотрудника персонально. Руководитель Учебного Центра определяет методы и содержание обучения каждого сотрудника, определяя группы, сроки, ответственных лиц, мероприятия. Оценочные мероприятия и содержание обучения разрабатываются на основании ДМК.
  3. Поток КР – сотрудники компании желающие занять более высокую позицию, и проходящие подготовку на соответствие следующей ДМК. Руководитель УЦ определяет методы и содержание обучения таких сотрудников, определяя группы, сроки, ответственных лиц, мероприятия. Сотрудники из КР участвуют в программе наставничества. Если они претендуют на позицию руководителя, они становятся наставниками у менее опытных сотрудников, сами же они являются наставляемыми у собственных руководителей (неофициальный помощник)
Например: менеджер по продажам А желает занять позицию руководителя и зачисляется в КР на эту должность, как кандидат в руководители. Ему определяется опекаемый В из числа менее опытных сотрудников. Менеджер А становится неофициальным помощником (опекаемым) действующего руководителя С. Таким образом А проходит стажировку в качестве руководителя, а его руководитель С получает улучшение управляемости команды, менее опытный сотрудник В получает наставничество. В ЛКК всех троих делаются соответствующие записи о процессе профессионального развития через наставничество.

Создание корпоративного учебного центра. Обучающие сотрудники

Основа обучающего персонала Учебного Центра – тренеры, включая руководителя УЦ. Может сложиться так, что больше одного тренера не нужно. Потребное количество тренеров, их квалификация, устанавливается после окончательного определения объёма регулярных работ. На основании тренерской ДМК руководителем УЦ проводятся тренинг и супервизия тренеров, возможно получение обучения тренеров за пределами компании. Создание учебного центра компании подразумевает осваивание тренерами профильных тренингов и других методов обучения персонала. В ЛКК тренеров делается соответствующая запись.

Учебный центр компании также подразумевает наличие дополнительного ресурса - института наставничества. Наставниками являются сотрудники, состоящие в КР. Выполняя свой основной функционал, они обучают на рабочем месте менее опытных сотрудников. Таким образом, они наращивают свой лидерский и профессиональный потенциал, совершенствуют опекаемого сотрудника и повышают общую управляемость подразделения. Предварительно наставники проходят тренинг наставничества в УЦ. Успешные наставники, но несоответствующие ДМК линейного руководителя, являются резервом для тренерского состава. О создании процедур наставничества читайте другие статьи автора, а также обращайтесь лично.

4K Time-lapse Clip
Организация учебного центра в компании.
Курсы и методы обучения

Обучение персонала (независимо от выбранных методов) должно происходить в соответствии с кадровой политикой компании и по принципу развития компетенций и не более. Обучение должно быть направлено на достижение соответствия сотрудником ДМК на оценку «отлично» по шкале маркеров настоящей должности или на оценку «удовлетворительно» запланированной ДМК согласно плана карьеры сотрудника.
Отсюда вытекает, что создание учебных курсов для подготовки сотрудников различных должностей, основывается на их ДМК.
Создание учебного центра подразумевает подготовку учебного содержания или заказ на его выполнение у аутсорсеров (можете обратиться к автору статьи).

Полагаю, наиболее уместными в бизнес-обучении взрослых являются следующие составляющие:

  1. Тренинг.
  2. Наставничество.
Остальные форматы обучения (например: лекция, семинар) не совсем подходят для обучения в корпоративном формате по причине низкой интенсивности и оторванности от бизнес-деятельности.

Данные форматы обучения предполагаю использовать только в классическом исполнении.
Тренинг профессиональных умений и знаний будет реализовываться по модели М.Форверга (для исполнителей, низшего и среднего мененджмента) и по американской модели (для среднего и топ - менеджмента).
Наставничество по П.Я.Гальперину.

Создание корпоративного учебного центра и ДМК

ДМК – наблюдаемое поведение сотрудника по образованию прибавочной стоимости из приданных ему ресурсов компании.

Отсюда следует, что соответствие ДМК является единственным и достаточным признаком годности к работе в соответствующей должности. Обладание собственной формализованной ДМК в компании обеспечивает следующие процессы:

  1. Оценка персонала - сравнение с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
  2. Обучение персонала - создание с помощью различных методов соответствия сотрудников ДМК.
  3. Отбор в КР - сравнение сотрудника с ДМК желаемой (и/или необходимой в интересах компании) должности.
Таким образом, формализованная ДМК является главным документом для обучения и развития персонала компании. Она должна содержать маркеры определяющие уровень освоения компетентности в оценках от «неудовлетворительно» до «отлично». Формат ДМК должен позволять их кластировать между собой и с КМК. Глубина описания должна целиком отражать специфику и дифференцировать ДМК от любой другой компании.

На основании ДМК создаются регламенты по оценке и обучению. Создание КМК и ДМК обычно заказывают аутсорсерам (можете обратиться к автору статьи).

Учебный центр компании -
порядок действий по созданию

1
Разработка проекта по созданию Учебного Центра
2
Утверждение проекта создания Учебного Центра Директора по Персоналу, приказ Генерального Директора о создании Учебного Центра
3
Создание ДМК (торговый персонал и тренеры). Исследование принятых KPI на предмет выявления причинно-следственных связей с компетенциями. Создание статистического аппарата (о создании статистического аппарата позволяющего в режиме реального времени управлять процессами и компетенциями читайте в других статьях).
4
Создание процедур оценки, на основании созданных ДМК
5
Проведение выборочных оценок для тестирования статистического аппарата
6
Создание на основании ДМК и результатов выборочных оценок учебного курсов (для новичков, постоянного состава, КР, тренеров)
7
Представление на утверждение Директору по Персоналу стратегии обучения персонала, приказ Генерального Директора о плане обучения на 1 год.
8
Обучение ведению и профильному содержанию штатных (и/или нештатных) тренеров (наставников) Учебного Центра компании. Начало функционирования Учебного Центра по обучению и оценке персонала компании.
Решение данного кейса не следует воспринимать как полный и всеобъемлющий документ по созданию Учебного Центра. Этот документ является лишь выражением идеи бизнес–плана «Создание Учебного Центра», создание полной версии, которого является одним из пунктов порядка действий. Все упомянутые процедуры руководитель Учебного Центра компании реализовывает лично и самостоятельно, либо обращаясь к стороннему заказчику.
По всем вопросам возникшим при ознакомлении с этим документом прошу обращаться лично к Широкопояс Алексею Геннадьевичу .

Алексей Широкопояс
  • Методолог S&C Provider и разработчик программ развития
  • Тренер-консультант российских и западных корпораций с 12-летним стажем.
  • Основатель проектов и журналов об управлении персоналом, карьере и эффективности сотрудников "КОМПЕТЕНЦИИ" и "КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ"
  • Спикер всероссийских конференций для руководителей и специалистов по управлению персоналом
Немного цифр о проектах
Алексея Широкопояса
Проведено 35 мероприятий, обучено 615 руководителей
Роснефть
Проведено 5 мероприятий, обучено 87 руководителей
Сбербанк
. Обучено 86 менеджеров
Мерседес
Проведено 32 мероприятий, обучено 590 менеджеров
Ниссан
Проведено 23 мероприятий
Трансмашхолдинг
Проведено 7 мероприятий, обучено 18 руководителей, 32 торговых представителя
Интерскол
Проведено 12 мероприятий, обучено 68 руководителей, 48 специалистов, 35 молодых специалистов
Еврохим

Проведено 6 мероприятий, обучено 90 менеджеров
Датсун
Проведено 24 мероприятия, обучено 425 менеджеров
Сибирская Сервисная Компания
Проведено 8 мероприятий, обучено 315 руководителей
Объединённая Металлургическая Компания
Проведено 5 мероприятий, обучено 290 сотрудников
Лукойл
Проведено 6 мероприятий, обучено 112 сотрудников
SCHERING-PLOUGH
Проведено 27 мероприятий, обучено 326 сотрудников
Газпром
Некоторые наши проекты и кейсы по обучению :
Цель: подготовить кадровый резерв к переходу на более высокие должностные позиции и самостоятельные проекты.

Решение: разработать и провести тренинговые программы по темам:

  • «Деловая коммуникация»;
  • «Технологии принятия управленческих решений»;
  • «Мотивация подчинённых»;
  • «Управление подразделением».

Результат:
Компания получила резерв подготовленных кандидатов для замещения уходящих руководителей. Повышение эффективности управления подразделениями.

НПО Сатурн 2016-17 г.г.
Цель: поднять профессиональный уровень производственных руководителей всех уровней.

Решение: создать и провести модульную тренинговую программу по темам:

  • «Аналитическое мышление»;
  • «Поиск решений»;
  • «Нацеленность на результат»;
  • «Работа в команде»;
  • «Управление людьми».
Результат: успешное прохождение всеми обучаемыми тестирования по заявленным темам. Повышение эффективности управления подразделениями
Мосэнерго 2013-15 г.г.
Цель: поднять уровень руководства мастеров, начальников цехов и их замов.

Решение: создать и провести модульную программу тренингов для руководителей по темам:

  • «Планирование»;
  • «Мотивация подчинённых»;
  • «Принятие управленческих решений»;
  • «Проведение совещаний»;
  • «Деловая коммуникация».

Результат:
успешное прохождение всеми обучаемыми тестирования по заявленным темам. Сокращенно время на проведение совещаний, снижены затраты на премиальный фонд, повышена управляемость подразделений, повышена трудовая дисциплина
Метровагонмаш 2012-2013г.г.
Цель: подготовить линейных производственных руководителей к реорганизации, которая приведёт к объединению должностей «мастер», «зам. нач. цеха» и «начальник цеха».

Решение
: разработать тренинговую программу «Базовые управленческие навыки» для проведения внутренними тренерами. Подготовить внутренних тренеров для проведения этой программы.

Результат:
успешное освоение внутренними тренерами компании программы и проведение её на разных предприятиях холдинга. Снижение негативных последствий от реорганизации – падение управляемости подразделений, увольнение руководителей, снижения трудовой дисциплины.

Русал 2014 г.
Цель: подготовка кадрового резерва к переходу на более высокие должностные позиции и самостоятельные проекты.

Решение: создать и провести тренинговые программы по темам «Планирование», «Коммуникация», «Мотивация подчинённых», «Системное мышление».

Результат: успешное прохождение всеми обучаемыми тестирования по заявленным темам. Компания получила резерв подготовленных кандидатов для замещения уходящих руководителей. Повышение эффективности управления подразделениями.

Юганскнефтегаз 2011-14 г.г.
Цели:

Оценить возможности управленческой команды;
Наладить эффективное взаимодействие межфункциональных подразделений и их руководителей;
Выявить наиболее перспективных сотрудников для обеспечения ротации в интересах повышения эффективности управления заводом;
Нарастить знания и умения руководителей в областях «Деловая коммуникация и совещания», «Планирование», «Руководство подразделениями»

Решение: разработать и провести:

  • Мероприятие, моделирующее управленческую деятельность на заводе;
  • Тренинг по деловой коммуникации и проведению совещаний;
  • Мероприятие, моделирующее руководством подчинёнными;
  • Тренинг по руководству подчинёнными.

Результат: Выявлены высокопотенциальные сотрудники, произведена кадровая ротация на этом основании, повышенная эффективность управления подразделений. Участники подтвердили на тестирование успешное освоение знаний и умений по заявленным темам.

Чусовской Металлургический Завод 2015-16 г.г.
Цели:

Повысить статус должности мастера и зам начальника цеха;
Сделать эти должности более привлекательными для кадрового резерва и молодых специалистов;
Выявить наиболее потенциальных руководителей неохваченных программой кадрового резерва для дальнейшего карьерного продвижения.

Решение: Создать и провести два профессиональных конкурса «Лучший мастер» и «Лучший руководитель»

Результат: Проведены конкурсы, выявлены и зачислены в кадровый резерв высокопотенциальные сотрудники.

Металлоинвест 2017 год

Отзывы руководства компании в телевизионном репортаже о мероприятии здесь: https://www.youtube.com/watch?v=i2hNY7pujfA&t=373s
Оставьте заявку на консультацию или получение каталога тренера
Просим заполнить все поля
© 2017 All Right Reserved. Skills&Cases Provider" ООО "Бюро Бизнес Развития"
Публичная оферта и политика конфиденциальности
Если у Вас есть вопросы по участию в наших проектах - пишите продюсеру проекта Ольге Рыкусовой
olgarykusova@hr-media.ru, 8-925-391-81-42 http://hr-media.ru/
Made on
Tilda