Экосистема обучения:
думать масштабней, думать иначе

Что представляет собой эта метафора – «Экосистема обучения»?
Что профессионалам индустрии обучения стоит о ней знать?
Как ее построить, как развивать, в чем заключаются ее ключевые преимущества?

Благодарим за предоставленный материал представителей
eLearning center

В последние годы термин «Экосистема» прочно прижился в корпоративном обучении.
Обучение уже не воспринимается, как некий отдельный инструмент, это скорее целая среда, которая предоставляет слушателям набор средств и соответствующее окружение, которые помогают ему достичь поставленной учебной цели.
Однако специалистам по корпоративному обучению необходимо четко понимать, с помощью каких средств и приемов они могут создать и эффективно использовать экосистему обучения.
Успешное создание и развитие экосистемы зависит от многих факторов.
  • Что должно измениться в текущем положении дел в сфере корпоративного обучения?
  • Какие средства можно использовать для достижения учебных целей в рамках экосистемы? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.
Что должно измениться в корпоративном обучении, чтобы оно стало работать на конкретный бизнес-результат?
Елена Тихомирова,
Генеральный директор, eLearning center
Ответ очень простой - корпоративное обучение должно стать частью повседневной жизни компании. На всех уровнях, от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Сейчас это зачастую совершенно оторванные друг от друга действия, без связи как между собой, так и без связи с бизнес-процессом компании. Вот такой есть простой пример: вдруг компания решает, что нужно срочно сделать e-learning-курс в формате интерактивного сюжета. Выделяется бюджет, кто-то его делает, а курс даже близко никакого результата не приносит. Почему? Он не интегрирован в реальную деятельность компании: проходить его нужно сразу, от начала и до конца - на это нет времени; у него не выделены основные призывы к действию - сотрудники не воспринимают тезисы в рабочем процессе; малая связь с практикой - не понятно, как использовать. Еще может быть и использовать неудобно, потому что адаптировано для одного вида деятельности, а по факту - другой. Но самое главное не в этом - обучение это процесс, это не событие. Именно такое изменение в парадигме корпоративного обучения должно произойти, чтобы мы увидели настоящий результат. То есть обучение, в какой бы форме оно ни было, должно быть каждый день или очень часто, оно должно быть удобным источником информации в момент потребности и оно должно быть так организовано, чтобы именно в момент возникновения потребности, в тех условиях, в которых эта потребность возникает, обучением можно было воспользоваться легко и эффективно.





Каким образом могут Big Data и Искусственный интеллект улучшить on-line обучение?
Александр Рыжов, Профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ
Обучение – это процесс, значит им можно управлять.

Для правильного управления (эффективного, еще лучше - оптимального) нужно:
- понимать критерий или цель, которую мы хотим достигнуть (например, освоить как можно больше материала за заданное время или освоить необходимый материал за минимальное время – критериев может быть много и они могут быть разные)
- понимать что происходит на объекте управления – сколько времени тратит слушатель на задания известной сложности, сколько он делает ошибок, как у него устроен процесс усвоения материала (быстро в начале – потом устает или, наоборот, медленно разгоняется – потом быстро решает и т.п.) и «снимать» все другие доступные параметры вплоть до показаний health trackers
- иметь вариативный контент, то есть возможность давать его порциями или не давать, измерять сложность порции и пр.

Современные информационно-телекоммуникационные технологии позволяют это сделать, то есть необходимые условия выполнены.
Алгоритмы big data и искусственного интеллекта позволяют обработать этот поток информации и выработать управление, приводящее нас к цели наиболее быстрым и надежным образом для конкретного слушателя. Теоретически мы можем разработать управление на уровне лучших экспертов/тренеров. Это можно сделать, потому как есть теоремы, это доказывающие (теорема Кошко или FAT). Здесь полная аналогия с торговыми роботами – они работают часто эффективнее «средних» брокеров.



ЭКОСИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

ЛЮДИ
ТЕХНОЛОГИИ
КОНТЕНТ
ПРОЦЕССЫ
Каков сегодня эталон обучающего мероприятия?
Алексей Широкопояс,
Главный редактор, основатель,
портал КОМПЕТЕНЦИИ
Первый критерий такого эталонного обучающего мероприятия - это результативность. Но это не та результативность, о которой очень много сейчас говорят – которую ни потрогать, ни измерить. Результативность истинная - измеримая в цифрах, успешность освоения материала участниками обучения, кстати, вещь не очень популярная среди заказчиков оф-лайн обучения, и востребованная в он-лайне.
Итак, первым параметром будет именно измеримая результативность каждого участника, за которую будет нести ответственность именно специалист по обучению, как лицо уполномоченное, а стало быть, ответственное.
А как же обеспечить такую измеряемую результативность – только с помощью технологий, только не надо сразу вспоминать про информационные технологии, они тоже имеют место быть. Но это место не первое, первое место за эффективными технологиями обучения взрослых – именно они обеспечивают усвоение не ниже 80%. В современном тренинговом мире в большинстве случаев они забыты. Нельзя говорить о результативности одного мероприятия, результативность обеспечивается последовательной комбинацией методов, воздействующих на компетентность, мотивированность и адаптированность сотрудников.
Таким образом, можно говорить о современном «Золотом Стандарте» корпоративного обучения в виде последовательности: «бизнес-симуляция – тренинг – дистанционное электронное обучение». За этой комбинацией, будущее, если каждый из его компонентов будет выполнен методологически верно с точки зрения обучения взрослых.

На какие технические вопросы нужно обращать внимание при выборе платформы для автоматизации обучения?
Алексей Корольков,
Генеральный директор, WebSoft
Часто технические проблемы, возникающие при внедрении LMS, связаны с тем, что выбор решения остается за HR, а непосредственно установкой, настройкой и дальнейшей поддержкой системы, занимается ИТ. Первое, на что стоит обратить внимание, это выбор облачного или серверного решения для платформы.
Важно понимать плюсы и минусы обоих решений, а также требования системы безопасности компании в отношении персональных данных внутри будущего учебного портала.
Например, на сегодняшний день у компании стоит задача обучения своих сотрудников с помощью электронных курсов в онлайне. Для этой цели покупается облачное решение, обучение происходит вовне корпоративной сети. Позднее возникает задача оценки персонала (KPI, performance management) и эта задача также может быть реализована "в облаке" на ранее купленной e-learning-платформе. Но департамент безопасности компании не дает разрешения на вынесение информации, касающейся оценки сотрудников, вовне.

Еще на этапе покупки важно определиться:
- для каких целей сейчас и в будущем может быть использована e-learning платформа,
- возможен ли единичный выбор решения либо нужна будет комбинация облачного и серверного решения.





Экосистема обучения работает по тому же принципу, что и любая другая экосистема
Ее элементы постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Это означает, что среда обучения, технологии, инструменты и люди должны быть задействованы в служении одной цели – дать слушателю возможность получить необходимые знания и навыки. Каждый участник экосистемы должен вкладываться в ее развитие, а каждый слушатель должен активно использовать ресурсы, предоставленные ему для обучения.
Можно ли сделать так, чтобы слушатели активно вовлекались в развитие экосистемы, а не становились просто пассивными «получателями информации»? Какие средства для этого лучше использовать? Как поддерживать баланс и гармонию в экосистеме обучения?

ЛЮДИ-ТЕХНОЛОГИИ-КОНТЕНТ-ПРОЦЕССЫ

«Экосистема Обучения»


Мы собрали лучших специалистов в области e-learning, которые готовы поделиться своим опытом и знаниями в этой сфере.
Присоединяйтесь к нам на конференции «Экосистема Обучения» 22 ноября в Москве – вас ждет масса интересных обсуждений, разбор реальных кейсов и обмен бесценным опытом с успешными коллегами!
Ссылка на мероприятие
Читайте наши обзоры, интервью, статьи:
Made on
Tilda