Все большее распространение получает такой новый формат обучения в циф-
ровой среде, как дистанционное обучение (distance learning), т.е. обучение
с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых
в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и препо-
давателей.
Существуют различные форматы дистанционного обучения, среди которых
в первую очередь выделяют чат- и веб-занятия, телеконференции, вебинары
и веб-конференции, дистанционные занятия в формате «живой
виртуальности».
Виртуальные классы предоставляют различные интерактивные
средства для взаимодействия:
- видеотрансляция для передачи изображений участников или информации;
- виртуальная доска / флипчарт, whiteboard позволяет индивидуально или
совместно оставлять заметки, визуализировать выступления, мысли, идеи.
Инструменты рисования могут быть реализованы, например, так: у каждого
участника — свой цвет, преподаватель и / или иные участники имеют воз-
можность внесения правок;
-поднятая рука и эмоции участников — участник события может в любой
момент привлечь к себе внимание преподавателя (и в отдельных случаях —
другого участника), «подняв руку» (нажав на соответствующую кнопку) или
выбрав эмоцию, которую вызывает у него происходящее. Преподаватель
видит все поднятые руки и значки эмоций;
-многосторонняя голосовая конференц-связь, позволяющая передавать
речь как ведущего, так и участников;
-«вызов к доске» — преподаватель имеет возможность задать вопрос кон-
кретному участнику и получить от него ответ (в голосовом или текстовом
формате);
-работа в малых группах — возможность разделения участников на малые
группы и обособление от других участников коллаборации в этих группах;
опросы, тестирования — проведение различных форм оценки знаний,
-выяснения мнения участников, индивидуально или в фокус-группах,
сбор статистической информации;
-средства просмотра и комментирования презентаций разнообразных
форматов;
-чат — любой из участников события имеет возможность задавать вопросы,
высказываться и отправлять иную информацию для всеобщего обозрения
в текстовом чате. Участник / преподаватель может писать в чате как сооб-
щения, которые будут видны всем, так и приватные сообщения тем или
иным пользователям;
-инструменты аналитики — аналитика участия в занятиях и активности
участников: участие в чатах, в совместной работе, оценка результатов и т.д.
.