Павел Безручко (ЭКОПСИ) рассказал, какие задания предлагались участникам, как работали эксперты по оценке и как были представлены результаты финального этапа.
Об оценке на финальном этапе
300 участников конкурса были поделены на 38 команд по 7−8 человек. Это меньше, чем в полуфиналах. Теперь к каждой команде прикреплены не один, а два эксперта для точности оценки. Все участники сильные, разрыв между ними небольшой, и требования по точности оценки повышаются. Кроме того, заданий в финале больше и спектр их шире, нежели в полуфинале, больше заданий, приближенных к реальной действительности, поэтому методологически технология оценки финалистов гораздо сложнее.
О заданиях для финалистов
В первый день оценочных мероприятий финалисты выполнили три задания. Первое — авторский кейс от наставника. Каждый наставник заранее подготовил управленческую ситуацию, а участники предлагали управленческое решение. В рамках второго задания финалисты получали реальные исследования по демографии, системе образования и структуре занятости и должны были предложить решения проблем в этих сферах с учетом вызовов современной цифровой экономики и событий в мире. Третье задание, в котором участвовали наставники, представляло собой инвестиционный кейс, где финалистам нужно было распределить бюджет между проектами и аргументировать решение.
Во второй день участники прошли два теста — на креативность и цифровые знания. Кроме того, им предлагалось два управленческих кейса, где необходимо было принять сложное управленческое решение. Часть заданий предполагает командные соревнования. Участники команд-победителей получают дополнительные баллы.
Об оценке участников
Первые 100 победителей были определены по сумме баллов, набранных во время выполнения заданий. Кроме того, в оценке финалистов участвовали наставники конкурса. При этом баллы наставников дают преимущество только в случае равенства баллов у нескольких участников. Дополнительные баллы финалисты могут получить за проведение открытого урока на тему лидерства в школах города Сочи. При этом оценивать конкурсантов будут школьники.
О штрафных баллах
В правилах финала прописаны штрафные баллы — например, если участник без уважительной причины опаздывает. Уважительная причина только одна: наставник пригласил на интервью. Если человек не соблюдает правила — например, пользуется гаджетом, когда это не предусмотрено, — тоже может заработать штрафной балл. Для участников ценность честной игры — не пустой звук. Для многих главное даже не грант и не возможность получить наставника, а осознание, чего он стоит в сравнении с другими сильными людьми. Эта ценность для большинства крайне высока, а жульничество портит всю радость соревнования.
О трудностях при оценке финалистов
Архитектура оценочного процесса беспрецедентно сложная. Мне неизвестно, чтобы кто-то в других странах решал задачу такого масштаба, с таким количеством людей и вводных критериев, в такие сроки. Тем не менее пока все сложности нам удается решать.
О формуле успеха на конкурсе
Оценка ведется по 8 компетенциям: лидерство, нацеленность на результат, стратегическое мышление, коммуникация и влияние, умение работать в команде, инновационность, внедрение изменений, социальная ответственность. Не бывает так, что у человека все эти качества развиты равномерно: у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Формула успеха заключается в том, чтобы объективно знать, в чем я на самом деле силен, за счет чего я побеждаю и за счет чего проигрываю, и постоянно развиваться, извлекая уроки из этого знания, исправлять недостатки — тогда сильные стороны дадут больше результата.
Об экспертах конкурса
На финале конкурса работают 76 экспертов со всей России. Это лучшие специалисты в области оценки персонала из абсолютно разных компаний, разных сфер, они собраны по всей стране и имеют очень высокую квалификацию. Все они работают под патронажем РАНХиГС.
О соперничестве финалистов
Конечно, перед участниками стоит дилемма. Каждому надо как можно ярче проявить себя, чтобы его заметили, но если самоутверждаться за счет других, то заработаешь негатив со стороны команды, наставников и экспертов. В этом смысле финалисты решают непростую задачу: как, с одной стороны, самому стать победителем, а с другой — добиться, чтобы выиграла твоя команда. Это похоже на реальную жизнь, где ты делаешь карьеру, достигаешь успеха индивидуально, но при этом работаешь в команде. Каждому человеку важно осознать, что эффективная совместная работа — это не пустой звук, а колоссальный источник развития.
О подведении итогов
Спустя некоторое время после объявления победителей каждый участник получит индивидуальный отчет . В отчете будут содержаться баллы по 8 компетенциям, а также отдельно оценки наставников, школьников по итогам открытых уроков, взаимные оценки участников. Параллельно мы дадим финалистам данные о среднем значении, как справились с заданиями другие, чтобы они имели весь объем информации для самоанализа. На определение наставников для 100 победителей нужно время, поэтому это произойдет чуть позже.